воскресенье, 21 января 2018 г.

  Добрый вечер, дорогие читатели. Сегодня впервые на сайте публикуется интервью. Раздел новый, но думаю что он будет Вам очень интересен. Данная беседа была проведена с Сергеем Софоновым-Кулаковым, автором проекта Москвитянин (группа VK, блог ). Лично от себя рекомендую подписаться на группу и блог, так как там публикуется очень много интересного и уникального материала.

* * *

  Здравствуйте, Сергей. Расскажите о Вашем происхождении, насколько я понимаю, Вы являетесь потомком дворян Софоновых?

  Добрый день! Нет, к дворянству я не имею никакого отношения. Мой род — это крестьянский род из Шуйского уезда Владимирской губернии, и в роду, с довольно давних пор, сложилась династия каретников. Мои предки занимались производством городских экипажей, телег, саней, колес и т.п. Их небольшая кустарная мастерская, с двумя наемными работниками, прекратила свое существование к началу 1920-х годов. В роду, к тому же, перемешались и донские казаки, крестьяне Тамбовской, Ставропольской, Казанской губерний.
  
  Вы являетесь автором проекта Москвитянин, какие цели Вы ставите перед ним?

  "Москвитянин" задумывался как сообщество, которое напоминало бы нам всем, кто такой русский человек во всей его самобытности, как он выглядел, как выглядели его родные места и пейзажи, как звучала его песня, какие у него были ценности, традиции и т.п. А так как Россия, начиная с Петра I, в значительной степени  европеизировалась, особенно российское дворянство, то нам более интересны допетровские времена, а также крестьянство и купечество, как наиболее консервативные сословия, дольше других хранивших русскую самобытность. Да и мы сами в большинстве своем потомки именно этих сословий. Поэтому мы и представляем некий крестьянско-купеческий взгляд на Россию. В этой связи нам интересны и некоторые мысли славянофилов, которые активно в свое время интересовались, изучали и допетровскую Русь, и современную им крестьянскую культуру, труды святых отцов и пр. Они говорили о том, что мы переняли из Европы много всего замечательного, Европа — это "страна святых чудес", но не пора ли прекратить подражать и обратить внимание на свои самобытные начала, на свою родную культуру? Тут хочется привести цитату одного из сторонников славянофильства: "Народ, который хочет войти в историю, должен сам произвести достойное человечества; а повторяя только чужое, принимая только чужие воззрения, довольствуясь только переводами да иностранными авторитетами, он не будет достоин названия исторического деятеля". Поэтому я считаю, что славянофильская публицистика XIX-XX вв. крайне важна для русского самосознания и в наше время даже еще больше актуальна. Если славянофилы в свое время обращались лишь к европеизированному образованному классу, то теперь их слова, после всех катастроф XX столетия, можно обращать ко всему русскому народу.

  Одно из направлений Вашего проекта – популяризация генеалогии. Когда у Вас появился интерес к истории предков, каких успехов Вы добились?

  Интерес был с самого детства, я очень любил рассказы бабушек и дедушек. Учась в университете, когда бабушки и дедушки стали уходить один за одним, я понял, что нужно сохранить эти мемуары для будущих поколений. Я записал по памяти и по расспросам все, что было известно о предках, все воспоминания о важных событиях в истории семьи, оцифровал все фотографии и документы, собрал во едино и отреставрировал все семейные реликвии. После этого обратился в архивы, чтобы расширить и уточнить свои знания по истории семьи. Итогом стал альбом с описанием истории 12 поколений моего рода, начиная с первой четверти XVII века, с копиями интересных документов, с сотнями фотографий, кроме того я составил семейный помянник на 100 имен. Все это я буду рад передать будущим поколениям.

  По Вашему мнению, интерес к истории у людей увеличился или уменьшился, с чем это связано?

  Сложно сказать. Не уверен, что последние лет 5-10 был существенный всплеск или наоборот падение интереса к истории. Думаю, что и искусственного ажиотажа не требуется. Для 90% населения, для простого обывателя, достаточно освоенной школьной программы. Но школьное образование должно быть качественным, должно давать целостное представление о нашей истории, с ровным и объективным ее повествованием. Тут я выступлю не за «больше» или «меньше» истории, а выступлю за качество, полноту и объективность. Единственное я бы хотел оживить интерес среди русских людей к истории своих родов. Гордиться достижениями и славой "предков" нас научили, но мало кто способен хотя бы отчество прадеда назвать.

  Как Вы считаете, возможно ли в наше время вернуть людям Русскость, то духовное состояние единения со своим Отечеством?

  Я рискну дать свое определение "русскости" — это способность носить в себе дух русской культуры. В нормальном виде "русскость" культивируется автоматически через семью, окружение. Люди с самого детства, как говорится "с молоком матери", усваивают веру в Бога, основы благочестия, ценности, мировоззрение, с детства знают какие праздники и как отмечаются, с детства слышат родную песню и т.п. А для этого должна быть и соответствующая среда, быт.  Но мы живем в условиях, когда традиции прерваны, среда и быт изменились, "русскость" уже сама не воспроизводится, среды для нее почти нет. Поэтому и имеем не более 5% воцерковленных людей, таких вещей как русская песня или русский костюм видел/слышал еще меньший процент населения. С нынешним вектором развития РФ, я не вижу предпосылок для существенного изменения этого положения. Думаю, держаться традиций, воспроизводить в быту и в семейной жизни элементы русской культуры будут все те же максимум 5% семей, остальные постольку-поскольку. Повлиять на эти цифры конечно возможно, но сложно, требуются. Начните со своих семей и своего окружения, с единомышленников.

  В группе я наблюдал огромное количество древних книг, а точнее их отсканированных электронных версий, это Ваша личная коллекция?

  Сейчас библиотеки активно оцифровывают свои фонды, поэтому все мы имеем возможность ознакомиться с оригиналами старинных книг и рукописей. 

  Как мне известно, Вы сторонник монархии. Как Вы относитесь к революции 1917 года и последовавшим за ней событиям?

  Внимательный читатель "Москвитянина" заметит, что в группе бывают довольно критические посты о Российской империи, много было в России несправедливости, но события 1917 года — это безусловно национальная трагедия. Какие ни были недостатки у дореволюционной России, я бы предпочел все-таки мирное и эволюционное развитие страны. А события 1917 года — это насилие над Россией и ее народом, это прерывание ее развития. После всех ошибок и безответственных решений элит, всеобщего хаоса, мы получили самое страшное - власть в стране, наглым образом, захватила группа радикалов-большевиков, которые погрузили страну в Гражданскую войну, террор и тоталитаризм, разрушили все традиции, церковь, национальную культуру, прервали эмансипацию русского народа, подавили любую частную инициативу, способность к самоорганизации, отобрали многие элементарные права и свободы, лишили имущества. И до сих пор все эти преступления не осуждены должным образом.

  Кого Вы видите сейчас на престоле, Романовых или другой род?

Все ныне живущие потомки Романовых вступали в морганатические браки, женились на разведенных женщинах, вдовах, лютеранках, католичках. Все они по русским же, сложившимся к 1917 году традициям и законам не имеют прав наследования и в наше время никаких Романовых - наследников русского престола не существует, династия пресеклась. Поэтому решать вопросы о том, нужна ли монархия вообще, кто будет царем, может только сам русский народ. Как оно и было у нас заведено в давние времена. Земские соборы у нас нередко избирали на царство или подтверждали права наследников на трон. Так Земские соборы легитимировали Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. В качестве претендентов на престол предлагаю рассмотреть всех особ владетельных домов, православного вероисповедания, не имевших морганатических браков (хоть Лейнингены, хоть Карагеоргиевичи, Глюгсбурги, Гогенцоллерн-Зигмарингены). К кандидатам из неблагородного происхождения отношусь скептически, получится профанация монархии.  Если русский народ пожелает иметь царя, то он присмотрится и сделает правильный выбор. Но пока такой дискуссии нет в обществе.

  Каковы на Ваш взгляд шансы на возрождение Российской Империи в ближайшие 10 лет?

Ну это тема для долгих дискуссий. Перспектив пока никаких не вижу. Вообще мне не понятно, что значит "возрождение Российской империи"? Предлагается реконструировать общественный строй и порядки до 1917 года? Но я считаю, что русский народ заслуживает большего, чем Российская империя. Или речь о границах? То я сочту любого безумцем, кто посчитает, что ради этой цели стоит пролить чью-то кровь. В чем острая необходимость покорять вновь какие-нибудь Среднеазиатские владения? Или же мы говорим только о возрождении имперской символики и романтики, в виде церемоний, гвардии, мундиров, орденов, флагов, гимнов, гербов? Тут я, наверное, за, это эстетика, традиция, почему бы и нет. Но это не главное. Я думаю самым важным будет не вернуться в Российскую империю, а скорее "продолжить" Российскую империю. Я имею в виду, что нам нужно будет понять ее недостатки, чтобы не наступать на грабли снова, выявить положительные начала, самые добрые традиции, вот их и развить, продолжить. Но тут надо сформулировать свои ценности, на основе которых мы и будем определять, что есть хорошо, а что плохо. Вот лично я бы пожелал видеть в русском человеке благочестивого христианина, образованного, с чувством собственного достоинства, семьянина, чтущего традиции, крепкого собственника и предприимчивого хозяйственника, профессионала своего дела, который может организоваться с другими такими же русскими людьми для решения любых вопросов, начиная от вопроса ремонта школы у себя в деревне и заканчивая вопросом кого избрать в цари на русский престол, который всегда готов встать на защиту веры, ценностей, семьи, Отечества. И поэтому задачу государства я вижу в том, чтобы оно способствовало русским людям в этом. Для этого мы имеем все соответствующие традиции и начала в нашей истории, на основе которых мы можем задать соответствующий вектор развития.
  
  Расскажите о Вашем отношении к старообрядцам, ведь если говорить о традиции, то можно сказать они сохранили более древнюю традицию, нежели Никонианская Церковь?

  Старообрядец старообрядцу рознь. Если мы говорим о единоверии, то тут я вижу членов Вселенской православной церкви, которые по многим вопросам правы и лучше сохранили многие традиции. Если мы говорим о старообрядцах-поповцах (РПСЦ и пр.), то я вижу очередных раскольников, отколовшихся от Вселенской церкви, ни с кем не имеющие евхаристического общения из Поместных церквей. Если мы говорим о беспоповцах (поморское, федосеевское, филипповское согласие и т.п.) то тут вижу извращенцев, которые дошли уже до отрицания таинств и Бог знает каких еще новшеств. Но как бы то ни было, я осуждаю все случаи преследования, казней, притеснения старообрядцев. 

  Россия сейчас – это все еще Россия в исконном понимании этого, или все-таки уже больше Советский Союз, каково мышлении наших соотечественников?

  Российская Федерация по определению не может быть исконной Россией. РФ — это мутант и наследник РСФСР. С советским идеологическим наследием мы расстаться боимся. Преступления советского режима так и не осуждены должным образом, наши улицы все еще названы в честь радикалов, убийц и преступников, на наших площадях все еще стоят им памятники. 2/3 населения все еще ностальгирует по СССР. У власти все те же чекисты и члены КПСС, только сменившие партбилеты, которые правда пытаются найти компромисс и с царской Россией, и с СССР, но из этого ничего интересного не получается. Поэтому не стоит удивляться православным коммунистам, монархистам-сталинистам и прочим юродствам. 

  Огромное спасибо за то, что уделили мне время, успехов Вам и Вашему замечательному проекту.


  Спасибо за беседу! 

Искренне Ваш, Димитрiй (Мелков)

Комментариев нет:

Отправить комментарий