воскресенье, 30 декабря 2018 г.

  Добрый вечер, дорогие читатели! Данная статья уже была однажды мною опубликована в группе в социальной сети. Но так как вконтакте пользуются далеко не все мои читатели, было решено разместить ее здесь.

Скажи мне кто твой дед, и я скажу кто ты



… а может и не скажу. Достаточно интересная история приключилась в моей жизни при поиске своих предков по материнской линии. Наткнулся я в сети на однофамильца моего прадеда в списках репрессированных, рожденного в той же деревне, где жили они с прабабушкой. Если сравнивать их года рождения, он мог бы быть как братом, так и дядей. И самое интересное началось, когда я начал копаться в поисках информации об этом человеке. 

Вот что я нашел о самом человеке Никифоре Свестьяновиче Белозерове:


Зарождение Евангельской церкви в Пестовском районе прочно связано с именем Никифора Севастьяновича Белозерова. Хотя, для исторической точности и справедливости, нужно сказать, что еще до его приезда в Пестово, в деревне Ельнично, в доме евангелиста Цветкова, собиралась группа верующих да и в самом Пестово до приезда туда Белозерова уже были верующие. В 2003 году автору этой книги посчастливилось познакомиться с Анной Васильевной Ганноцкой. Ее мать была среди тех, кто уверовал и принял крещение в 1935 году от проповеди Белозерова в городе Пестово. Общение с этим драгоценным свидетелем интересующих нас событий оказалось бесконечно ценным. «Примерно в 1935 году из Санкт–Петербурга в соседнюю деревню Попово (Пестовского р-на,— прим. автора) приехала чета Белозеровых, Никифор Севастьянович и Фаня Захаровна. От проповеди Белозерова уверовали в 1935 году следующие: Н. Б. Смирнов, 1886 г.р., С. Б. Смирнов, 1881 г.р., А. Я. Смирнова, 1884 г.р., М. Я. Жандарова, 1874 г.р. и И. С. Белоусова, 1907 г.р.— моя мама, – пишет Ганноцкая. В 1938 году все они приняли Святое водное крещение». Никифор Севастьянович Белозеров (1889 −194?) родился в д. Комзово, Охонского с/сов. Пестовского района. Уверовал в Ленинграде, скорее всего, до 1927 года, так как в своих показаниях он уточняет: «лично мне в 1927 году были известны Одинцов, председатель союза баптистов, Клышников, секретарь союза, Шилов Иван Никитич, пресвитер секты баптистов в Ленинграде…» После непродолжительной деятельности на духовном поприще Белозеров был арестован в 1930 году, об этом мы узнали из его показаний на допросе в 1937 году. При первом аресте ему «было предъявлено обвинение по ст. 58–10 УК РСФСР за ведение контрреволюционной агитации». Тогда же в 1930 году Белозерова первый раз осудили к трем годам концлагерей». В тех же показаниях допроса в 1937 г. мы читаем, что «с лета 1936 года до последнего времени (то есть до ареста, – прим. автора) сборища сектантов проводились у Смирнова Степана, хутор Удворина… характер этих сборищ носил – моления, где мы также хором пели молитвы… Кроме этого, весной 1937 года… собирались в поселке Пестово у сектантки Екатерины… В Ельничиском сельсовете собирались у баптиста Алексея Цветкова… было около десяти человек». Также и в деревне Мышкино, на ул. Профсоюзная, 11, где проживала Наталья Кирилловна Листова, собиралась еще одна группа верующих. Белозеров хотел объединить все эти маленькие группы в одну большую церковь, на всех общениях он поднимал вопрос о создании легальной общины. Для чего, как следует из его показаний, он «говорил об организации секты в Пестовском районе, Листова Н. К. со мной в части организации секты баптистов была согласна… мы занимались чтением Евангелия и пением молитв, кроме этого я лично читал Библию… и я лично ставил задачей получения легальных возможностей для работы». Для создания «легальной общины» нужно было «20 человек», вот и ходил «активный руководитель» и собирал «рассеянных чад Божиих» Пестовского района. 26 апреля 1937 года Никифор Севастьянович был арестован во второй раз. Белозеров, даже находясь под следствием, проповедовал Евангелие. В протоколе допроса записано: «…сидящим вместе со мной в камере, я объявил о своей вере». В этом же году он был сослан в Архангельские лагеря. В обвинительном заключении говорится: «Сектант-баптист, проповедник… устраивал нелегальные сборища, занимался вербовкой в секту баптистов. Завербовал около 10 человек». На обвинение следователя в контрреволюционных действиях, Белозеров заявил: «Виновным себя не признаю, контрреволюционной агитацией я никогда не занимался. Я признаю себя виновным в том, что я занимался вербовкой в секту баптистов и с завербованными проводил нелегальные сборища, где я читал Библию, но при этом я никакой контрреволюционной пропаганды не вел». Выписка из протокола Тройки № 86 от 14.10 1937 года: «Белозерова Никифора Севастьяновича приговорили к заключению в исправтрудлагере на 10 лет, считая срок с 26.04.37 года». Где именно и когда оборвалась жизнь благословенного служителя, неизвестно. Извещение о его смерти получено в годы Великой Отечественной войны. В 1989 году Н. С. Белозеров был реабилитирован.
А. И. Корабель «Via sacra Святой путь» Страницы 368 – 371


Никифор Севастьянови Белозеров сидит в цетре.
Стоящий справа человек - копия моего дедушки.

  Когда мои родные прочитали вот эту строку: «Белозеров, даже находясь под следствием, проповедовал Евангелие.» - сомнения в родстве совершенно отпали, как мне сказали они: «Это объясняет твои взгляды». А самое интересное что единственное фото, которое я нашел на сайте все тех же баптистов была фотография, на которой изображено 4 человека, и один из них точь в точь мой дедушка, мамин отец. Понимая, что точно знает кто именно на фото Белозеров, я вынужден был обратиться к епископу евангельских церквей ЕХБ Новгородской области. А именно это был Анатолий Иванович Корабель. 
  Придя в их «Дом молитвы» я попросил позвать мне Анатолия Ивановича, что бы уточнить информацию о своем возможном родственнике. Он мне любезно предложил приобрести его книгу, на что я согласился. А затем показал мне Белозерова на фото… 
…это был человек сидящий в центре! Поиск в архиве мне так же ничего не дал, вероятно человек не был крещен… поиски в любом случае будут продолжаться, и я надеюсь что однажды точно узнаю, связаны мы с ним каким либо родством или нет. А вот вопрос откуда у меня такое рвение к проповеди Православной веры остается открытым…

Искренне Ваш, Димитрiй (Мелков)

Комментариев нет:

Отправить комментарий