среда, 2 августа 2017 г.

  Добрый вечер, дорогие читатели! Как и я обещал, сегодняшняя статья посвящена Шестопсалмию.


  Шестопсалмие это важнейшая часть утрени, утреннего Богослужения. Дя мирянина это часть утреннего молитвенного правила. В псалме 87 стих 14 сказано: Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет тебя. Во время чтения шестопсалмия положено гасить свечи. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин:

«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться. Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого. А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».


Состоит шестопсалмие из 6 псалмов Псалтири: 3, 37, 62,87,102, 142.

3 псалом это призвание Помощи Божией царем Давидом, когда тот бежал от Авессалома. Он говорит нам о том, что мы должны всегда уповать на Милость Божию, даже если всем кажется что это не поможет, как сказано в 3 стихе: Многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге».

37 псалом был написан в воспоминание о субботе, как о состоянии покоя, так как в 7 день Бог отдыхал. Так же принято считать что воспоминание о субботе, это воспоминание о покое Адама в Эдеме (Райском саду). Он представляет собой молитву кающегося грешника, в стихе 19 сказано: Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грезе моем.

Псалом 62 написан был во время пребывания царя Давида в пустыне Иудейской. В этом псалме Давид восхваляет величие Божие, например стих 8: Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь.

Псалом 87 один самый печальный по содержанию. В стихах 11-13 псалмопевец задает Богу вопросы о том, что будет с мертвыми. Так как до Рождества Господа нашего Иисуса Христа почти ничего не знали о жизни после смерти.

Псалом 102 торжественный, праздничный. Он восхваляет Господа, благодарит Его, стих 3: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Псалом 142 это молитва о указании молящемуся пути ко спасению, стих 10: Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

  Вот что сказано о шестопсалмии в Типиконе:

"Егда́ же глаго́лется шестопса́лмiе, тогда́ подоба́етъ со внима́нiемъ слу́шанiю прилежа́ти: покая́нiя бо псалмы́ испо́лнены суть, и умиле́нiя. Глаго́лемъ же сiя́ псалмы́ со благогове́нiемъ и со стра́хомъ Бо́жiимъ, я́ко Самому́ Бо́гу неви́димо бесе́дующе и моля́щеся о гресе́хъ на́шихъ. И не и́мать кто вла́сти шепты́ твори́ти, ниже́ плю́нути, или́ хракну́ти, но па́че внима́ти отъ псало́мника глаго́лемымъ, ру́це иму́ще со́гбены къ пе́рсемъ, гла́вы же преклонены́, и о́чи иму́ще до́лу, серде́чныма очи́ма зря́ще къ восто́комъ… помина́юще смерть, и бу́дущую му́ку, и жизнь ве́чную".

  Хочу сказать, что не нужно перегружать себя, если Вы еще к этому не готовы. Не всем под силу дополнять утренние молитвы шестопсалмием. Если Вы хотите включить их в свое молитвенное правило, тогда подробнее изучите их, что бы понимать, что Вы читаете, каков смысл этих слов. И конечно Вы должны понимать, что для этого нужно и время, ведь нельзя молитвы читать в спешке, это необходимо делать в спокойствии и концентрации.
Искренне Ваш, Димитрiй (Мелков)

Комментариев нет:

Отправить комментарий